23.01.2009

Успешная работа глаз. Косоглазие и амблиопия («ленивый глаз»)

Глаза – парный орган. Человек имеет два зрительных анализатора: правый и левый. Почему природа распорядилась так предусмотрительно?

У некоторых людей оптическая система одного из глаз отличается от оптической системы другого глаза. Такая ситуация может быть связана как с внутриутробным развитием (то есть быть врожденной), так и с жизнью человека после рождения (то есть приобретенной). По этим причинам один глаз может видеть лучше, а другой – хуже. Нормально оба глаза должны видеть не только хорошо, но и одинаково хорошо. Тогда информация от сетчатки каждого глаза будет поступать в зрительный центр мозга одинаковой по качеству.

Это – основное условие, при котором мозг может «слить» оба зрительных образа в один – ОБЪЕМНЫЙ, дающий представление о точном взаимном расположении предметов окружающего мира, о глубине, красоте и очаровании природы и окружающей среды. Возможность иметь глубинное, объемное, высоко развитое бинокулярное зрение может быть обеспечена лишь двумя глазами при их одновременной и слаженной работе. Один зрительный анализатор не может дать зрению такую функцию. Итак, бинокулярное зрение – высшая функция глаз, успешно работающих в паре.

Глаза разнесены по горизонтали примерно на 55-70 мм (у каждого человека по-разному). Два пункта пространства, из которого каждый из глаз смотрит, отстоят друг от друга на такое расстояние, и поэтому, строго говоря, изображения окружающего мира на сетчатках обоих глаз не являются полностью одинаковыми. Сложная биологическая «компьютерная» система в центральной (мозговой) части зрительного анализатора автоматически создает наиболее оптимальные условия для совместной работы обоих глаз, управляя глазодвигательными мышцами, диаметром каждого зрачка, конвергенцией глаза (сдвигом зрительных осей при зрении вблизи) и возвратом зрительных осей в параллельное состояние, когда человек перестает смотреть с близкого расстояния. Успех совместной работы обоих глаз выражается в образовании полноценного объемного зрительного образа, отражающего окружающий мир, в мозгу человека.

Если какой-либо из глаз по какой-то причине передает в мозг по зрительным путям худшее по качеству изображение окружающего мира, чем его сосед – парный глаз, то в мозговом центре обычно это худшее отображение «подавляется», а используется для получения итоговой картины зрения только более высокая по качеству информация (от другого, парного глаза). Строго говоря, информация от худшего глаза используется меньшей в той степени, в какой этот худший глаз дает менее качественное изображение на сетчатке по сравнению с лучшим глазом. При такой ситуации и степень наличия у человека бинокулярного зрения зависит от степени конкурентоспособности обоих глаз по представлению качества изображения на сетчатке. Таким образом, развитие объемного бинокулярного зрения при неработающем одном глазе или работающем, но значительно хуже своего парного соседа, невозможно.

При этом менее точно работает (или совсем не действует) и автоматическая система «наведения» худшего по качеству зрения глазного яблока. Может развиться косоглазие. Так происходит у взрослых людей, когда до появления какого-то глазного заболевания или травмы, приведшим к невозможности получать на сетчатке пораженного глаза конкурентоспособное с парным глазом изображение, зрительный анализатор с пораженной стороны уже был достаточно развит. В этом случае, если поразившее человека глазное заболевание удается вылечить, или успешно победить последствия травмы этого глаза, и тем самым восстановить конкурентоспособное качество изображения на сетчатке, развившееся косоглазие может пройти самостоятельно безо всякого лечения. Ведь излеченный глаз будет включен в активную работу по предоставлению информации в мозг, и система «наведения» опять включится автоматически. То есть опять заработает механизм управления глазодвигательными мышцами.

У детей ситуация другая: Ребенок рождается обычно с достаточно развитыми периферическим и центральным отделами зрительного анализатора (глазными яблоками и глазным центром в мозге). Промежуточная же часть зрительного анализатора – проводящие нервные пути, связывающие глаза и мозг, хотя и развиты анатомически, но не развиты функционально (не привыкли работать). Они не «наработаны», не «оттренированы». Такая «наработка» у детей происходит обычно наиболее интенсивно в первые 5 лет жизни. Затем функциональное развитие проводящих путей идет все менее интенсивно, и если полное развитие таких связей не завершено к 15-летнему возрасту, то дальнейшее их развитие, даже с помощью специальных упражнений и других медицинских методов, становится весьма сложным делом. В большинстве случаев у детей к такой ситуации приводит врожденная разница в оптике обоих глаз.

Офтальмологические программы для лечения зрения у детей.

Тот глаз ребенка, информация от сетчатки которого приходит в мозговой центр в худшем качестве, чем от парного глаза, отстает в развитии и наработке таких функциональных нервных связей. Такая ситуация ненормальна, и при этом ребенку ставят диагноз – амблиопия (в народе называют «ленивый глаз»). Внешне эта ситуация может проявляться в виде косоглазия амблиопичного глаза, а может и не проявляться вообще никак. Понятно, что если не вмешаться до достижения ребенком 5-летнего возраста или хотя бы до 15 лет, то можно оставить человека на всю жизнь фактически одноглазым, так как у взрослого амблиопия не лечится.

Именно поэтому глаза детей требуют внимательного наблюдения со стороны взрослых, особенно в раннем возрасте (до 2-х лет), так как сам ребенок пожаловаться на ухудшение зрения одного из своих глаз не может. Наиболее эффективной помощью ребенку при этом будет хотя бы однократное посещение детского офтальмолога до 2-х –летнего возраста. Специальными методами и на специальной аппаратуре врач сможет выявить наличие у ребенка разноглазия, если оно есть, и предусмотреть необходимость оптимальных мероприятий для профилактики и лечения амблиопии сразу же, как только ее опасность обнаруживается. Наибольшей эффективностью для выявления амблиопии оказывается, как правило, диспансеризация всех детей ясельного возраста.


Источник: http://www.medicus.ru/

5939