24.09.2018

Выбираем очки младенцу. Как сберечь и улучшить зрение малыша.

По всей вероятности, большинство родителей и не предполагает, что уже на первом году жизни ребенок может нуждаться в очках. А между тем это так.

Все зависит от того, какая у него клиническая рефракция, то есть преломляющая способность оптической системы глаз. Она чаще может быть слабой (гиперметропия, или дальнозоркость), бывает изредка средней (эмметропия, или норма, присущая большинству старших детей и взрослых) и, наконец, еще реже сильной (миопия, или близорукость). При средней клинической рефракции, преломляющиеся в глазу световые лучи совпадают со световоспринимающим аппаратом — сетчаткой (рисунок 1), при слабой и сильной рефракции (рисунки 2 и 3) такого совпадения не происходит, но в случае необходимости его можно добиться с помощью очков.

Установлено, что подавляющее большинство детей (90 из 100) рождаются с дальнозоркостью, составляющей примерно 4 диоптрии. И в принципе это благо для маленького ребёнка, ибо дальнозоркость у него с каждым годом уменьшается в среднем на 0,5 диоптрии. К 10 годам она может не превышать одной диоптрии, а затем перейти в эмметропию.

Однако если ребенок рождается с высокой степенью дальнозоркости (более 6—8 диоптрий), он обычно плохо видит, особенно вблизи, и у него может постепенно снижаться зрение. В таких случаях уже в раннем возрасте нередко появляется косоглазие, и даже нистагм — быстро повторяющиеся движения глазных яблок, чаще по горизонтали. А если дальнозоркость у новорожденного небольшая, то она может перейти не только в эмметропию, но и в близорукость.

Бывает, ребенок появляется на свет с врожденной близорукостью. Так происходит в двух-трех случаях из ста. Вблизи он видит хорошо, а отдаленные предметы воспринимает как в тумане. И если не принимают никаких мер, близорукость обычно год от года прогрессирует. Постепенно зрение падает, ослабевает аккомодация (приспособление к ясному зрению вблизи и вдаль), и это также способствует возникновению косоглазия.

И, наконец, 5—7 детей из 100 рождаются со средней рефракцией. Они хорошо видят и вблизи и вдаль. Однако такая рефракция у детей младшего возраста чаще не остается стабильной. Она может уже в дошкольном или раннем школьном возрасте перейти в близорукость.

Предупредить возникновение подобных осложнений, и обеспечить ребенку хорошее зрение помогают очки. И в последнее десятилетие детские глазные врачи страны все раньше и раньше назначают их детям. Это стало возможным благодаря тому, что теперь врачи уже в первые месяцы жизни ребенка определяют, как он видит каждым глазом, а расширив его зрачки с помощью лекарственного вещества, быстро устанавливают клиническую рефракцию.

Не ожидая приглашения детской районной поликлиники, родители должны непременно показать ребенка глазному врачу уже в первом полугодии жизни. И ни в коем случае не позднее чем в 2—4 месяца, если у самих родителей имеется дальнозоркость, близорукость, астигматизм (сочетание в одном глазу в разных меридианах разных видов или силы рефракции), нистагм или косоглазие. У ребенка таких родителей более вероятны нарушения зрения, поскольку вид рефракции может передаваться по наследству: от отца чаще дочери, от матери — и дочери и сыну. В этом же возрасте (2—4 месяца) необходимо обследовать ребенка у детского глазного врача и в том случае, если он родился недоношенным или если роды протекали с осложнениями. Не опасайтесь такого раннего обследования. Опыт показал, что малыши спокойно переносят его и быстро привыкают к очкам.

Назначая очки ребенку, у которого обнаружено отклонение от нормы в рефракции, врач обычно дает советы, выполнение которых помогает сберечь и улучшить зрение малыша. Относитесь, родители, к этим советам очень внимательно. Вот, например, некоторые из них. Если у ребенка выявлена близорукость или предшествующее ей состояние (слабая дальнозоркость, эмметропия), игрушки ему покупайте крупные и яркие — красные, зеленые, оранжевые, желтые. Следите, чтобы во время игры он не подносил их близко (ближе 25—30 сантиметров) к глазам.

Как можно больше внимания уделяйте физическим упражнениям: спокойные игры должны сменяться подвижными через каждые 15—30 минут.

Старайтесь, чтобы ребенок как можно больше находился на свежем воздухе (спал, играл), во всяком случае, не менее двух часов в день. Если есть возможность, учите его плавать.

Когда ребенку исполнится год-полтора, начните вырабатывать у него так называемый рефлекс чтения. Иными словами, приучайте его прямо сидеть за столиком во время игр, рассматривать картинки и другие предметы с расстояния 25—35 сантиметров от глаз, причем, не наклоняясь к ним, а держа их перед собой.

Наблюдения показали, что раннее определение рефракции, ношение очков и все те меры, о которых здесь сказано, позволяют создать зрительный комфорт, уменьшить вероятность возникновения косоглазия, нистагма и амблиопии (понижения зрения), существенно препятствуют развитию и прогрессированию близорукости у ребёнка в дошкольном возрасте.

8201